Авторизация  
лаки лучано

Эксперты раскритиковали два законопроекта об электронных кошельках

В теме 1 сообщение

Центр компетенций федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" нацпрограммы "Цифровая экономика РФ" подготовил заключение на законопроекты, предусматривающие внесение изменений в ФЗ "О национальной платежной системе". По мнению экспертов, запрет иностранным операторам проводить электронные платежи россиян без оператора платежной системы, зарегистрированного в реестре ЦБ, и предписание уведомлять регулятора о начале работы в качестве оператора электронных кошельков создает лишний контроль и негативную для бизнеса практику.

12 марта Госдума приняла в первом чтении два законопроекта (№603170-7 и №603192-7), которые предусматривают внесение изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе". Первый уточняет требования к деятельности иностранных платежных систем и иностранных поставщиков платежных услуг, а второй вносит изменения в регулирование сферы платежных сервисов.

Из первого законопроекта следует то, что с его принятием будет значительно осложнена деятельность иностранного оператора при переводах электронных платежей без оператора платежной системы, зарегистрированного в реестре ЦБ. Законопроект предписывает уведомлять регулятора о начале работы в качестве оператора электронных кошельков. В пояснительной записке сказано про изменение схемы работы в России Alipay, WeChat и др. Кроме того, законопроект может ввести ограничения для работы в России иностранных платежных систем - например, MoneyGram, Intel Express и др. Для продолжения работы компаниям нужно будет открыть юрлицо в РФ, изменить свои правила в соответствии с российским законодательством и войти в реестр ЦБ.

Что касается второго законопроекта, то он обязывает банки уведомлять ЦБ о начале использования Apple Pay, Samsung Pay, MirPay. Также инициатива запрещает банкам давать доступ поставщикам платежных приложений к аналогам собственноручной подписи, кодам, паролям и иным сведениям, используемым для удостоверения права клиента распоряжаться денежными средствами. Кроме того, возможность использования приложения должна быть указана в договоре с клиентом с указанием всех рисков и ограничений.

Центр компетенций направления "Нормативное регулирование цифровой среды" нацпрограммы "Цифровая экономика РФ" подготовил заключение на оба законопроекта.

Ко второму чтению Центр компетенций рекомендовал доработать законопроект №603170-7 по нескольким пунктам. Во-первых, авторы предложили исключить из законопроекта возможность ограничения прав российских резидентов иметь электронные средства платежа (ЭСП), предоставленные иностранной организацией, а также совершать переводы за рубежом. Во-вторых, эксперты предлагают предоставить возможность операторам российских платежных систем заключать договор с иностранными, дополнив соответствующей нормой ч.9 ст.25 ФЗ 161-ФЗ в редакции законопроекта.

По мнению Центра компетенций, вводимое законопроектом обязательство по предоставлению в ЦБ копий договоров операторами по переводу денежных средств влечет возникновение чрезмерной административной нагрузки на кредитные организации. Поэтому эту меру авторы предлагают исключить. В заключении отмечается и правовая неопределенность, связанная с использованием понятия "клиент-резидент".

По законопроекту №603192-7 Центр компетенций высказал еще ряд замечаний. Как предупреждают в Центре компетенций, императивный запрет банкам давать доступ поставщикам платежных приложений к аналогам собственноручной подписи, кодам, паролям и иным сведениям, используемым для удостоверения права клиента распоряжаться денежными средствами, может привести к формированию негативного опыта у клиентов при совершении платежей с использованием платежных приложений.

Авторы заключения предлагают на уровне рассматриваемого законопроекта либо с отсылкой к соответствующему подзаконному акту установить обязательность кодирования в платежном документе реквизитов перевода, необходимых для учета поступления платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, иных платежей, поступающих на счета органов Федерального казначейства, и платежей за выполнение работ, оказание услуг государственными (муниципальными) учреждениями.

Центр компетенций предлагает исключить обязанность оператора по переводу денежных средств предоставлять в ЦБ копию договора, заключенного с поставщиком платежного приложения. По мнению экспертов, перечень операций, разрешенных с использованием отдельного специального банковского счета, открытого платежному агрегатору привлекающим его оператором по переводу денежных средств, является недостаточным. В частности, сказано в документе, законопроект не допускает возможности списания денежных средств, в том числе по операциям с использованием ЭСП в пользу отравителей (плательщиков) денежных средств. Таким образом, потребителям не будет предоставлена возможность простой отмены совершенной покупки непосредственно в ТСП и возврата денежных средств без обращения в кредитную организацию.

По словам экспертов, введение обязанности оператора направлять клиенту дополнительное подтверждение возможности использования платежного приложения нецелесообразно и избыточно. Это объясняется тем, что фактическая возможность совершения операций с использованием платежного приложения служит достаточным подтверждением согласия оператора по переводу денежных средств обеспечить клиенту возможность использования ЭСП с применением платежного приложения.

Так же как и первый законопроект, второй повышает риски правовой неопределенности. Во избежание этого предлагается ввести понятие "поставщик платежного приложения" и уточнить понятие "платежного агрегатора".

Генеральный директор компании "ОрдерКом" Дмитрий Галушко, ознакомившись с документом "Центра компетенций", назвал замечания обоснованными. "Надо дорабатывать определение "поставщик платежного приложения" с учетом риска, что потребителю будет недостаточно использовать ApplePay, SamsungPay, MirPay, а придется дополнительно платить - поставщику платежных приложений", - сказал он.

По мнению Дмитрия Галушко, предложение установить регулирование деятельности платежных агрегаторов по аналогии с банковскими платежными агентами и передача информации обо всех операциях в ЦБ РФ создаст лишний контроль. Далее, предупреждает он, это может повлечь за собой негативную для бизнеса практику блокировки платежного приложения. Специалист "ОрдерКома" уверен в том, что законопроект пролоббировали банки, поскольку "часть денег проходит мимо них".

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация